Годовой отчет 2015

Военно-техническое сотрудничество

Обзор мирового рынка военного кораблестроения

В 2015 году Россия продолжила занимать одну их ведущих позиций на мировом рынке боевых кораблей. По объему экспортных поставок кораблей и судов, исчисленных в единицах, в отчетном году Россия поднялась с десятой на седьмую позицию, в объемах экспортных поставкок по водоизмещению Россия занимает первую позицию.

Объем экспортных поставок кораблей и катеров всех классов для Военно-морских сил и береговой охраны от основных производителей военно-морской техники в период 2010–2015 годов, единиц
Объем экспортных поставок кораблей и катеров всех классов для Военно-морских сил и береговой охраны от основных производителей военно-морской техники в период 2010–2015 годов

В состав «остальных» включены: Украина, Шри-Ланка, Индонезия, Норвегия, Финляндия, Индия, ОАЭ, Хорватия, исполнившие один-два конт­ракта. При этом перспективные планы исполнения заключенных контрактов на среднесрочный период Индонезии, Индии и ОАЭ позволяют рассматривать эти страны в составе «основных» экспортеров.

Необходимо отметить, что ряд стран (Голландия, Франция, Турция, Германия и Южная Корея) в рамках военно-технического сотрудничества ориентированы на передачу лицензионного строительства в кораблестроении. Вследствие этого, с целью корректного сопоставления данных и их анализа, в мировой практике принято рассматривать долевое распределение экспортных поставок по ведущим мировым производителям в водоизмещающем исчислении.

Российские поставщики военно-морской техники занимают ведущую позицию среди мировых поставщиков боевых кораблей, что стало возможным вследствие поставки корабля проекта 11430 в Индию. Вторую позицию занимают испанские кораблестроители, получившие контракт на строительство двух универсальных десантных кораблей для Австралии.

Современный мировой рынок военного кораблестроения может быть проанализирован по двум ключевыми аспектам:

  • осуществление экспортных ­поставок;
  • распределение экспортных поставок по классам кораблей и катеров.

Анализ мирового рынка в области осуществления экспортных поставок позволяет выявить три ключевых направления в этой сфере:

  1. Поставка из состава Военно-морских сил стран-экспортеров.
  2. Постройка и передача новых кораблей.
  3. Передача лицензионного строительства.

Учитывая стремление ведущих мировых импортеров к развитию собственного кораблестроения в последние годы, третья позиция становится наиболее перспективной, в то время как поставка военно-морской техники из состава военно-морских сил имеет тенденцию к сокращению. Постройка и передача заказчику новых кораблей и катеров сохраняет свои преимущест­ва для экспортеров, но становится достаточно проблематичной для ведущих импортеров.

Первое направление

Рассматривая первое направление, следует выделить таких лидеров, как США и Франция. Российские кораблестроители практически отсутствуют в этой нише, если не считать передачу Военно-морским силам Республики Индия авианесущего крейсера проекта 11430 «Викримадитья» в 2014 году.

Второе направление

Строительство и передача новых кораблей и катеров в рамках второго направления сотрудничества достаточно успешно реализуются Германией, Нидерландами, Израилем, Испанией, Италией, Китаем, Россией, Сингапуром, Турцией, Францией и Южной Кореей. Большой экспортный потенциал российских разработчиков и АО «ОСК» позволяет России успешно сохранять свои ведущие позиции.

Третье направление

Передача лицензионного строительства, являющаяся третьим ключевым направлением сотрудничества, наиболее успешно освоена Францией, Голландией, Великобританией, Германией, Турцией, Южной Кореей и Россией.

Анализ мирового рынка по классам боевых кораблей и патрульных катеров позволяет констатировать, что рынок авианесущих кораблей и эсминцев в настоящее время не является предметом маркетинговых исследований ввиду его ограниченного объема, практической эксклюзивности заключаемых контрактов, ориентированных в основном на политическую составляющую и на собственное кораблестроение ограниченного круга ведущих мировых морских держав.

Наиболее перспективными в ближайшие годы останутся рынок фрегатов, корветов и подводных лодок, как наиболее востребованных, наукоемких, а следовательно и экономически престижных.

Анализ мирового рынка показывает, что в последние десятилетия ряд государств стремится сформировать свой собственный подводный флот или провести обновление своих подводных сил.

В период 2009–2014 годов в объеме поставленных на экспорт и гарантированно законтрактованных подводных лодок выделялись Германия — 15 единиц, Россия — 11 единиц, Франция — 8 единиц. В период 2010–2015 годов Франция не реализовывала экспортных поставок, при этом активно принимала участие в выполнении контрактов по лицензионному строительству.

Тенденции рынка подводных лодок в последнее время подтверждают перспективность развития такого направления, как передача лицензионного строительства. Именно это направление в настоящее время реализуют Германия и Франция. Для российских экспортеров успешным стал проект 636.

Анализ экспортных поставок под­тверж­дает наличие устойчивого спроса на корабли класса фрегат. Ведущими экспортерами в  2010–2015 годах являлись Китай, Франция, Россия, США и Голландия.

Российские проекты 1166 и 1135.6 имеют в перспективе большой экспортный потенциал. В настоящее время российская сторона проводит консультации с Военно-морскими силами Индии о возможности поставок очередной серии фрегатов проекта 1135.6 с улучшенными характеристиками. Строительство кораблей планируется на индийских судостроительных верфях в рамках программы Правительства Индии Make in India.

Вместе с тем, достаточно высокая цена кораблей этого класса (среднее водоизмещение ~4000 т) вынуждает многих инозаказчиков склонять свой выбор в сторону покупки кораблей из состава Военно-морских сил.

Как показывает анализ, 47 % приобретаемых фрегатов получены импортерами из состава военно-морских сил стран-экспортеров. Средний срок службы передаваемых кораблей составляет около 35 лет. Такая экспортная политика поставок характерна для США по программам FMS (Foreign Military Sales).

Ввиду достаточной эффективности современных кораблей класса корвет и относительно небольшой стоимости рынок корветов является стабильным и продолжает развиваться.

Россия является одним из ведущих экспортеров корветов, предлагая на экспорт корвет проекта 12418.

Новыми игроками в нише корветов являются южнокорейская DSME и китайские кораблестроители с проектом 056. Рост заказов на корветы в последний год потдверждает перспективность этого класса кораблей и, как следствие, экспортного направления.

Ранее существовавший на мировом рынке спрос на ракетные катера за последние десятилетия существенно сократился, и прогнозы по его резкому увеличению пока не подтверждаются. Наиболее вероятно, что это связано с ожиданием рынком качественно новых платформ, характеризующихся относительно низкой ценой и обладающих противоракетным комплексом малой дальности в пределах видимости радиогоризонта, целеуказание которым обеспечивают собственные системы катеров.

В  2010–2015 годах на мировой рынок было поставлено всего два ракетных катера из состава Военно-морских сил Германии. В то же время ОАЭ заключили контракт со Швецией на лицензионное строительство 12 ракетных катеров типа Transportboat 2000, а Турция планирует лицензионно строить ракетные катера в Туркменистане.

Противоминные корабли, выполняющие свое основное назначение в период активных военных действий и после вооруженных конфликтов, в последние годы мало востребованы на мировом рынке.

Тенденция, сохраняющаяся уже на протяжении 20 лет, характеризуется закупкой импортерами противоминных кораблей (тральщиков) из состава военно-морских сил, в основном в США.

Вместе с тем в Индии, Финляндии и Турции появляются новые проекты по созданию перспективных противоминных кораблей. Важной особенностью этих проектов является ориентация на современные средства поиска и уничтожения мин, что отметает ряд специфических требований по избыточной мощности энергетических установок, традиционно используемых для буксировки контактных и неконтактных тралов.

АО «ОСК» в свою очередь для экспортных поставок разработало базовый противоминный корабль проекта 10750Э и морской противоминный корабль проекта 12701.

Одним из самых многочисленных классов, после патрульных кораблей и катеров, являются десантные корабли и катера. Отдельным подклассом, появившимся в последние годы и востребованным на рынке, являются универсальные десантные корабли.

По количеству эксплуатируемых кораблей основу современного мирового рынка десантных кораблей и катеров составляют средние и малые десантные корабли производства США, которые были построены в  50–60 годы прошлого века. Таким образом, средний мировой срок службы данных кораблей в настоящее время составляет более 40 лет. Простота конструкции и ремонта позволяют военно-морским силам иностранных государств длительное время эксплуатировать данные корабли, а большинству иностранных заказчиков — строить их на национальных верфях.

За рассматриваемый период общая численность поставленных на экспорт десантных кораблей и катеров составила 73 единицы.

Основу рынка составляют малые и средние десантные корабли и катера, однако по водоизмещению, а соответственно и стоимости, около 90 % занимают большие десантные корабли.

Передовые позиции на мировом рынке больших десантных кораблей занимает Южная Корея, освоившая современное крупнотоннажное судостроение. Среди участников мирового рынка десантных кораблей и катеров также можно выделить: Сингапур, который поставляет корабли указанного класса в страны Юго-Восточной Азии, ОАЭ (верфь ADSB) и Кувейт.

В обозримой перспективе Италия и Испания скорее всего сохранят свои позиции в классе универсальных десантных кораблей.

Великобритания активно продвигает десантные катера на воздушной подушке типа Griffon.

Нидерданды успешно реализуют на мировом рынке средние десантные корабли типа Damen Stan 5612.

Россия в существующих условиях может рассчитывать на эксклюзивную нишу кораблей и катеров на воздушной подушке.

Рынок патрульных кораблей и катеров в настоящее время является самым большим по объему и одним из наиболее динамично развивающихся. Корабли этого класса в большинстве представляют собой относительно скоростные суда с хорошей обитаемостью.

Увеличение общей численности мирового состава боевых и патрульных кораблей и катеров с начала 2000-х годов связано с увеличением закупок этого класса, а также с повсеметным созданием в развивающихся странах служб береговой охраны.

В  2010–2015 годах было импортировано 665 кораблей и катеров.

Сравнительная оценка рынка экспортеров по патрульным кораблям и катерам за период 2010–2015 годов, единиц
Сравнительная оценка рынка экспортеров по патрульным кораблям и катерам за период 2010–2015 годов

Лидерами на рынке патрульных кораблей и катеров являются США, Турция, Франция, Испания и Нидерланды. Эстония добилась значительных успехов на мировом рынке со своим проектом Baltic. Новыми игроками на рынке патрульных кораблей и катеров следует считать индийских, сингапурских и южнокорейских кораблестроителей, активно развивающих сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии и Центральной Африки.

Росийские экспортеры, имеющие проекты практически всей номенклатуры патрульных кораблей и катеров, в настоящее время поставляют на экспорт сранительно небольшое их количество и поэтому не отражены в представленном сравнительном анализе.

Перспективным направлением для активизации российских производителей в области патрульных кораблей и катеров следует рассматривать организацию лицензионного строительства на территории инозаказчика, налаживание прочных связей со службами береговой охраны, таможенными и полицейскими службами стран-импортеров. Сравнительно низкие стоимости контрактов этого класса кораблей требуют сокращения числа посредников между производителем и заказчиком, что возможно реализовать в рамках передачи права АО «ОСК» на поставку патрульных кораблей и катеров — как продукции двойного назначения.

Выполненные и реализуемые проекты

Выполненные и реализуемые проекты

В 2015 году общества Группы ОСК выполняли 67 контрактов в интересах инозаказчиков, из них предприятия-изготовители — 53, проектанты — 14.

В соответствии с подписанными контрактами выполнялись обязательства в интересах инозаказчиков по следующим основным проектам:

  • строительство пяти подводных лодок проекта 636 и минно-трального корабля проекта 10750Э;
  • ремонт и переоборудование кораблей проектов 1159ТМ и 1234ТМ;
  • послегарантийное обслуживание корабля проекта 11430 «Викрамадитья».
Проекты, завершенные обществами Группы ОСК в 2015 году в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
Проведенные работы Наименование проекта Исполнитель
Строительство 2 подводные лодки проекта 636 АО «Адмиралтейские верфи»
Ремонт и модернизация Подводная лодка 877ЭКМ АО «ЦС «Звездочка»
Поставки ЗИП, оборудования и имущества

АО «ЦС «Звездочка»

АО «Адмиралтейские верфи»

АО «ПСЗ «Янтарь»

ПАО «АСЗ»

АО «ХСЗ»

Разработка проектно-конструкторской документации Разработка и корректировка проектно-конструкторской документации, приемо-сдаточной, эксплуатационной документации и конструкторского сопровождения работ в проведении ремонта и модернизации патрульно-сторожевого катера АО «Северное ПКБ»
Поставка документации для обеспе­чения выполнения работ по созданию наземного испытательного комплекса ПАО «Невское ПКБ»
Предоставление услуг: обучение, командирование представителей предприятия, оказание консультационных услуг и др.

АО «Адмиралтейские верфи»

АО «ЦС «Звездочка»

АО «ЦКБ МТ «Рубин»

АО «ПО «Севмаш»

В 2016 году будет продолжено выполнение обязательств по следующим основным проектам: строительство трех подводных лодок проекта 636 и передача одной из них инозаказчику, сдача заказчику минно-трального корабля проекта 10750Э и кораблей проектов 1159ТМ и 1234ТМ после завершения ремонта и переоборудования. Также будет осуществлен ремонт и модернизация двух подводных лодок проекта 877ЭКМ и продолжено послегарантийное обслуживание корабля проекта 11430 «Викрамадитья».

Направления, по которым общества Группы ОСК планируют выполнение 63 контрактных обязательств в 2016 году
Направления, по которым общества Группы ОСК планируют выполнение 63 контрактов в 2016 году