Годовой отчет 2015

Основные факторы рисков, связанные с деятельностью

Деятельность в закупочной сфере

Ненадлежащее планирование материально-технического обеспечения и организации закупочной деятельности

Риск:

Превышение/недоосвоение бюджетных лимитов закупок товаров, работ и услуг Общества.

Последствия реализации риска

Срыв сроков поставки товаров, работ и услуг, невыполнение производственной программы Общества и организации закупочной деятельности.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

С целью минимизации рисков в части:

  • повышения качества планирования закупок товаров, работ, услуг;
  • повышения качества проработки технических заданий;
  • контроля исполнения графика поставок по ключевым заказам в 2015 году в АО «ОСК» проводилась работа по совершенствованию нормативной базы закупочной деятельности.

Внесены изменения в Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «ОСК» и Порядок проведения процедур закупки товаров, работ, услуг ОСК.

Корректировки плана закупки товаров, работ, услуг проводились в со­ответ­ствии с Порядком формирования плана закупок товаров, работ, услуг ОАО «ОСК» по заявкам подразделений — инициаторов закупок.

Проведены мероприятия по повышению эффективности и прозрачности закупочной деятельности:

  • расширен перечень «пилотных» проектов для организации контроля закупочной деятельности обществ Группы ОСК;
  • унифицированы составы постоянно действующих закупочных комиссий «пилотных» обществ Группы ОСК с разделением закупочных процедур в зависимости от суммы планируемой закупки;
  • унифицирована форма отчетности по заключенным договорам, которая позволяет осуществлять контроль результатов проведенных закупочных процедур обществ Группы ОСК, а также контролировать исполнение договоров;
  • внесены изменения в состав совещательного органа по общест­венному аудиту эффективности закупок проводимых обществами Группы ОСК — Совет по общественному аудиту эффективности закупок (далее Совет). В целях обеспечения максимальной открытости деятельности Совета в его состав включены представители сторонних организа­ций: Минэкономразвития России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и других организаций.

Приняты меры по повышению эффективности закупочной деятельности:

  • утверждена программа партнерства АО «ОСК» с субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • утвержден перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется только у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • утверждено положение о порядке и правилах внедрения инновационных решений в деятельность АО «ОСК».

План закупок АО «ОСК» с учетом корректировок включает в себя 112 закупок на сумму 5 934 995 тыс. рублей. Существенное увеличение суммы закупок связано с включением в план закупок мероприятий по открытию невозобновляемых кредитных линий АО «ОСК» (общая сумма составляет 4 159 720 тыс. рублей).

В 2015 году проведено 96 закупок на сумму 5 481 420 тыс. рублей. Исполнение плана закупок по сумме составляет 92 %, по количеству — 86 %, что связано с переносом подведения итогов ряда процедур на 2016 год.

Экономия от проведения конкурентных закупочных процедур в интересах АО «ОСК» составила 241 000 тыс. рублей (35 % от суммарной начальной максимальной цены конкурентных закупок).

Ненадлежащее качество приобретаемых товаров, работ, услуг

Риск:

Нарушение производственного цикла производства продукции.

Последствия реализации риска

Срыв срока выполнения государственных контрактов в рамках ГОЗ и государственных контрактов в гражданском судостроении.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

Повышение качества проработки технической и коммерческой части закупочной документации.

Недостаточная квалификация членов закупочных комиссий

Риск:

Нарушение действующего законодательства при проведении закупочных процедур обществами Группы ОСК.

Последствия реализации риска

Штрафные санкции контролирующих органов. Отмена результатов закупок.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Актуализация внутренних нормативных документов, регламентирующих организацию закупочной деятельности ДЗО.
  • Проведение совместных закупочных комиссий обществ Группы ОСК с участием представителей АО «ОСК» с наделением правом вето.
  • Оперативный контроль и мониторинг закупок, проводимых обществами.
  • Оказание консультационной помощи закупочным подразделениям обществ.

Закупка продукции неконкурентными способами

Риск:

Снижение экономической эффективности закупочной деятельности.

Последствия реализации риска

Перерасход бюджетных средств; ухудшение финансового результата Группы ОСК.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Повышение конкурентности проводимых закупочных процедур.
  • Внедрение единой методики оценки заявок участников.
  • Реализация централизованной системы принятия решений при осуществлении закупок для нужд дочерних обществ АО «ОСК».

Некорректные отчетные данные по результатам закупочной деятельности

Риск:

Снижение экономической эффективности закупочной деятельности.

Последствия реализации риска

Отсутствие возможности своевременного выявления возможных отклонений и принятия соответствующих управленческих решений.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Внедрение единой автоматизированной системы закупочной деятельности ДЗО (в стадии внедрения).
Деятельность в сфере управления инвестициями и реализации ФЦП

Технологические риски

Износ основных фондов, уменьшение активной части основных фондов, ухудшение технических характеристик, физический и моральный износ производственного оборудования.

Риск:

Снижение качества судостроительной продукции, ухудшение условий экологической, ядерной, радиационной, пожарной и промышленной безопасности в процессе деятельности Общества; низкая производительность труда; отсутствие инноваций.

Последствия реализации риска

Срыв сроков выполнения государственных и коммерческих контрактов.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Повышение технологического уровня производства и темпов его модернизации в рамках реализации инвестиционных программ обществ, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и реконструкцию производственных мощностей, в том числе в рамках участия в государственных и федеральных целевых программах (далее — ГП и ФЦП) с учетом своевременного получения и освоения необходимых утвержденных объемов средств федерального бюджета.
  • Разработка методических и регламентирующих документов по управлению инвестиционным процессом для обществ Группы ОСК.

Низкие темпы обновления основных фондов производств и сохранение инерционной траектории развития Корпорации.

Риск:

Снижение конкурентоспособности российского военного кораблестроения и гражданского судостроения, в том числе в связи с увеличением стоимости и сроков строительства.

Последствия реализации риска

Утрата традиционных рынков сбыта продукции.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Изменение расчета прибыли судостроительных предприятий и проектно-конструкторских организаций, выступающих в качестве интеграторов конечной (финальной) продукции.
  • Реализация предложений по пересмотру условий софинансирования работ по мероприятиям ГП и ФЦП в сторону уменьшения привлекаемого объема внебюджетных средств до 10 (15) %.

Длительные сроки разработки проектов и интервалы времени между проектами разных поколений.

Риск:

Снижение конкурентоспособности российского военного кораблестроения и гражданского судостроения, в том числе в связи с увеличением стоимости и сроков строительства.

Последствия реализации риска

Утрата традиционных рынков сбыта продукции.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Планирование и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание опережающего научно-технического задела.
  • Организация непрерывного процесса концептуального проектирования, проектирования и строительства с внедрением системы управления жизненным циклом с целью создания перспективных проектов кораблей, судов и средств морской техники в рамках ГП и ФЦП.
  • Обеспечение сбалансированности производственных программ обществ Группы ОСК с долгосрочной программой военного кораблестроения.

Финансовые риски

Изменение обменного курса иностранной валюты (снижение курса доллара США/евро к российскому рублю), используемой в операциях инвестиционных программ обществ Группы ОСК

Риск:

Цены на технологическое оборудование, указанные в ПСД, могут не соответствовать текущим (из-за разницы курса валют и по полученным технико-коммерческим предложениям).

Последствия реализации риска

Увеличивается стоимость реализации мероприятия, и, как следствие, появляется необходимость корректировки ПСД с возможным повторным утверждением ПСД в ФАУ «Главгосэкспертиза» — в результате увеличиваются сроки реализации мероприятий в целом.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Уменьшение количества операций (отказ от операций) в иностранной валюте в рамках инвестиционных программ обществ Группы ОСК. Замещение иностранного оборудования отечественными аналогами (в том числе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 1224).
Деятельность в сфере экономической и информационной безопасности

Возможность создания мошеннических схем в использовании финансовых средств.

Риск:

Хищение финансовых средств, нанесение ущерба хозяйственной деятельности АО «ОСК».

Последствия реализации риска

Снижение коммерческого результата деятельности АО «ОСК».

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Реализация комплекса мероприятий антикоррупционной направленности, вскрытие и снижение рисков финансово-хозяйственной деятельности АО «ОСК».
  • Усиление роли внутреннего финансового контроля.

Возможность утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к информации, воздействий на информацию.

Риск:

Нарушение конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Последствия реализации риска

Нанесение ущерба безопасности Российской Федерации или снижение коммерческого результата деятельности АО «ОСК» посредством хищения, модификации, уничтожения или блокирования.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Проведение аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации и ежегодного инструментального контроля защищенности объектов информатизации.
  • Ввод в эксплуатацию информационной системы АО «ОСК» в защищенном исполнении (приказ АО «ОСК» от 3 июня 2015 г. № 82).
  • Ввод в эксплуатацию автоматизированной системы контроля информационных потоков (приказ АО «ОСК» от 27 июля 2015 г. № 116).
Деятельность в сфере капитального строительства

Неэффективное планирование и некорректная оценка стоимости строительства.

Риск:

Отвлечение собственных свободных средств и привлечение заемных средств на покрытие удорожания.

Последствия реализации риска

Снижение эффективности деятельности АО «ОСК» в связи с увеличением стоимости строительства относительно запланированной стоимости проекта.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Разработка укрупненных показателей стоимости строительства промышленных объектов в целях достоверного определения стоимости строительства на прединвестиционной стадии.
  • Создание единой базы данных объектов-аналогов и системы сметных нормативных и методических документов для управления стоимостью строительства на всех стадиях инвестиционного процесса.

Сокращение объемов бюджетного финансирования по ФЦП.

Риск:

Срыв сроков реализации мероприятий в рамках ФЦП.

Последствия реализации риска

Снижение технического и технологического уровня производства и качества продукции судостроения и судоремонта.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Обеспечить приоритетность приобретения оборудования, необходимого для выполнения заданий ГОЗ по всем мероприятиям технического перевооружения в рамках ФЦП.
  • Углубление кооперационных связей между обществами Группы ОСК для минимизации последствий сокращения объемов финансирования.
Деятельность в сфере импортозамещения

Санкции к АО «ОСК». Отказ иностранных производителей и поставщиков от поставок оборудования, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на заводы и верфи Группы ОСК.

Риск:

Нарушение производственного цикла из-за отсутствия поставки оборудования, материалов и комплектующих изделий иностранного производства.

Последствия реализации риска

Срыв государственных контрактов по ГОЗ и гражданскому судостроению, штрафные санкции со стороны заказчиков.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

С целью снижения рисков при строительстве кораблей и судов в обществах Группы ОСК реализованы следующие мероприятия:

  • проведен мониторинг и выявление фактов отказа иностранных поставщиков от исполнения договорных обязательств по поставкам судового и технологического оборудования (доклад АО «ОСК» в Минпромторг России — два раза в неделю);
  • актуализацирован план мероприятий АО «ОСК» по импортозамещению судового комплектующего оборудования и материалов иностранного производства на период 2015–2017 годов и его согласование с Минпромторгом России;
  • определены проектно-конструкторские бюро АО «ЦМКБ «Алмаз» и АО «ЦКБМТ «Рубин» — ответственные за консолидацию данных по подводным и надводным кораблям и составы рабочих групп проектно-конструкторских бюро;
  • ведется учет поставщиков, работающих по ФЦП;
  • осуществляется передача конструкторской документации для организации производства продукции.

В рамках Госпрограммы «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности» реализуется 13 опытно-конструкторских работ по импортозамещению основных изделий судового машиностроения (подпрограмма «Ускоренное развитие ОПК», объем финансирования — 2,9 млрд рублей).

Минпромторгом России, Минобороны России и АО «ОСК» утверждены планы и план-графики импортозамещения по 31 проекту кораблей.

В 2015 году замещено более 500 позиций судового комплектующего оборудования и конструкционных материалов по импортозамещению продукции стран ЕС, НАТО и Украины.

Ведутся переговоры с ведущими зарубежными производителями комплектующего судового оборудования об организации производства на территории Российской Федерации.

В Минпромторг России представлены предложения о критериях признания продукции, произведенной в Российской Федерации (локализация), по семи основным группам судового комплектующего оборудования.

Экономические риски

Ненадлежащий контроль формирования издержек производства.

Риск:

Рост неэффективных издержек производства, необоснованный рост накладных расходов.

Последствия реализации риска

Снижение финансового результата деятельности Группы ОСК, сокращение возможностей развития.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Разработана Программа управления издержками обществ Группы ОСК до 2030 года, которая используется как эффективный инструмент по управлению и минимизации экономических рисков для Группы ОСК по ряду ключевых направлений.
  • По итогам 2015 года достигнуто снижение операционных расходов по сравнению с 2014 годом на 2 %, тем самым выполнено требование Директивы № 2303п-П13 от 16 апреля 2015 г. «О снижении операционных затрат на 2–3 % ежегодно».

Недостаточная информация о надежности поставщика (исполнителя) государственных контрактов

Риск:

Невыполнение условий заключенных контрактов.

Последствия реализации риска

Судебные споры со сторонними организациями и физическими лицами. Финансовые потери.

Меры по минимизации риска или последствий его реализации

  • Своевременное обжалование принятых судебных актов по делу.
  • Возврат денежных средств.

Предотвращение возникновения конфликта интересов

В соответствии с Положением об урегулировании конфликта интересов (утверждено приказом АО «ОСК» от 16 октября 2014 г. № 134) организовано ежегодное представление работниками Общества деклараций конфликта интересов (для новых работников — при приеме на работу). Декларации проходят соответствующую проверку.

По итогам проверки в 2015 году деклараций конфликта интересов за 2014 год выявлено пять работников, не указавших свое участие в деятельности коммерческих структур. Коммерческие структуры не имели договорных отношений с Обществом, в свете чего признаков конфликта интересов и повода для рассмотрения на Комиссии по этике установлено не было. Работникам указано на необходимость уточнения своего участия в деятельности коммерческих структур и отражения сведений в декларации.

Работа по проверке информации, представленной работниками Общества в декларациях конфликта интересов продолжается.

Противодействие мошенничеству и коррупции

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13.3. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в АО «ОСК» разработаны и приняты меры по предупреждению коррупции.

При разработке мер учитывались «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодейст­вию коррупции», изданные Минис­терством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 года.

Общие обязанности по противодействию коррупции и взаимодействию с правоохранительными органами в АО «ОСК» возложены на вице-президента по безопасности и на Департамент безопасности. Другие структурные подразделения и работники Общества участвуют в реализации мер, направленных на противодействие коррупции, в части функциональной ответственности в соответствии с должностными инструкциями. В 2015 году в АО «ОСК» был образован специальный отдел, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В обществах Группы ОСК обязанности по противодействию коррупции и взаимодействию с правоохранительными органами возложены на заместителей генеральных директоров по безопасности.

АО «ОСК» в феврале и октябре 2015 года организовала проведение учебно-практических мероприятий с привлечением ответственных лиц обществ Группы ОСК по вопросам противодействия коррупции.

В целях информирования об антикоррупционных мероприятиях, проводимых АО «ОСК», на корпоративном сайте сформирован раздел противодействия коррупции, в офисном помещении размещен информационный стенд.

Для обратной связи на сайте АО «ОСК» указаны телефоны доверия, почтовый и электронный адреса для направления сообщений о возможных фактах коррупции. В 2015 году АО «ОСК» было отработано девять жалоб и заявлений, поступивших по каналам обратной связи.

В результате реализации плановых мероприятий по противодействию коррупции в 2015 году были установлены два факта нарушения Кодекса корпоративной этики. После проведения заседания Комиссии по этике один работник был уволен, в отношении другого применены меры дисциплинарного взыскания.