Годовой отчет 2015

Обращение Председателя Совета директоров АО «ОСК»

В 2015 году акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» продолжило работу по исполнению своей роли в решении приоритетных задач государства в сфере экономики, промышленности, национальной безопасности. Новые макроэкономические вызовы, с которыми столкнулась российская судостроительная отрасль, были в значительной мере компенсированы системной работой, направленной на повышение эффективности ОСК.

Читайте далее

Важнейшими направлениями развития ОСК в отчетный период стали импортозамещение в военном кораблестроении и локализация в гражданском судостроении. Эти векторы развития направлены прежде всего на обеспечение оправданной независимости Корпорации от иностранных технологий и позволяют существенно снизить риски при выполнении военных и гражданских программ.

Реализацией инициатив Правительства Российской Федерации по обеспечению экономической устойчивости стратегических отраслей стала планомерная работа по диверсификации перспективного портфеля заказов с акцентом на расширение линейки и увеличение доли гражданской продукции и заказов в рамках военно-технического сотрудничества.

Позитивные изменения и достижения корабелов ОСК в 2015 году следует отметить в части корпоративного управления, усилий по привлечению инвестиций, развития компетенций в сфере проектирования и строи­тельства кораблей, судов и другой морской техники, в том числе для реализации шельфовых проектов.

Отмеченные выше и другие решенные в прошедшем году задачи гарантируют российской судостроительной отрасли устойчивое развитие в стратегической перспективе, а Российскому государству — надежную промышленную, научную, технологическую и кадровую опору для защиты национальных интересов в глобальном масштабе.

Обращение Президента АО «ОСК»

Уважаемые акционеры!

Подводя итоги 2015 года, я рад сообщить о результатах, которых удалось достичь благодаря слаженной работе работников Объединенной судостроительной корпорации. Выручка в 2015 году составила 304 млрд рублей (+17 % к 2014 году), а чистая прибыль превысила 20 млрд рублей (+81 % к 2014 году).

Читайте далее

Не секрет, что нашей основной задачей остается укрепление обороноспособности страны, и в рамках ее исполнения в 2015 году было много работы. Военно-Морской Флот получил новые подводные лодки «Старый Оскол» и «Краснодар» типа «Варшавянка», спасательное судно «Игорь Белоусов», транспорт вооружения «Академик Ковалев», океанографическое судно «Янтарь».

Состоялись закладки очередного подводного ракетного крейсера проекта «Борей-А» — «Император Александр III», многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения «Архангельск» проекта «Ясень-М», двух серийных корветов «Ретивый» и «Строгий», большого десантного корабля «Петр Моргунов» и первого серийного корабля противоминной обороны нового поколения «Георгий Курбатов».

Обеспечено проведение сервисного обслуживания на 639 кораблях и судах России. Завершены заводские ремонты семи кораблей России.

Часть кораблей, переданных Корпорацией флоту в 2015 году (как новых, так и прошедших ремонт и сервисное обслуживание), успешно выполнили задачи при проведении спецоперации в Сирийской Арабской Республике.

К сожалению, мы не получили 100 %-ного результата при выполнении государственного оборонного заказа в 2015 году в основном при строительстве и испытаниях головных кораблей. На то были различные причины, в том числе объективного характера (импортозамещение, увеличенный объем испытаний, срывы сроков поставок комплектующего оборудования). В 2016 году мы выправим ситуацию и обеспечим дальнейшее серийное строительство кораблей для Военно-Морского Флота.

Была продолжена работа на внешних рынках, где продукция ОСК традиционно пользуется высоким спросом. В частности, переданы инозаказчику две подводные лодки проекта 636, еще одна спущена на воду. Проводились ремонт и модернизация кораблей проекта 1159ТМ и 1234ТМ, подводных лодок проекта 877ЭКМ. В целом же можно говорить о том, что нам удалось создать задел по ВТС на полтора десятилетия вперед.

Знаковых гражданских проектов, начатых и завершенных в 2015 году, было тоже немало. Российский флаг поднят над ледоколом «Владивосток» — головным судном проекта 21900М и многофункциональным аварийно-спасательным судном «Балтика». Состоялась закладка первого серийного атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220, спущен на воду танкер «Синерджи 2», а «Синерджи 1» передан заказчику. Другим спущенным на воду танкером стал «Сергей Терсков». Были завершены основные работы по созданию ледостойкой стационарной платформы ЛСП-1, проведена сложнейшая инженерная операция буксировки платформы к месту назначения и ее развертыванию в Каспийском море.

В работе над заказами ОСК стремилась добиться того, чтобы продукция Корпорации стала глобально конкурентоспособной. Именно для этого шла работа по техническому перевооружению предприятий, снижению затрат и повышению производительности труда. Продолжалась большая подготовительная работа по переходу на модульный принцип архитектуры и строительства кораблей. Закладывалась модернизационная основа для создания крупнотоннажных кораблей и судов, а также морской техники. Стартовал проект модернизации «Северной верфи». Подготовлен для обсуждения проект «распределенной верфи» в Северо-Западном регионе, которому предстоит в ближайшее время доказать свои преимущества.

При этом мы занимались модернизацией предприятий по нескольким направлениям: помимо переоснащения производственных мощностей начали внедрение принципов и инструментов бережливого производства — уже есть прикладные решения, позволившие сэкономить миллионы рублей.

В рамках реализации программы импортозамещения во всех наших проектно-конструкторских бюро были созданы соответствующие рабочие группы. Проведен анализ всех типов оборудования и определено порядка 220 групп комплектующих и материалов, подлежащих импортозамещению. Выделена и группа критичного оборудования, влияющего на сроки сдачи кораблей, отечественные аналоги которой требуются в первую очередь. Мы провели серьезный аудит российских предприятий и отобрали из них 52 производителя комплектующих и материалов. Параллельно продолжалось формирование «мейкерс-листа» — инструмента привлечения иностранных партнеров в строительство судов и морской техники на отечественных верфях.

Происходили изменения и в области корпоративного управления, в частности в структуре владения АО «ОСК». В отчетном году стартовал процесс интеграции ГУП «Севастопольский морской завод им. Серго Орджоникидзе» в ОСК. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О развитии судостроения на Дальнем Востоке» Корпорация реализовала в пользу консорциума «Роснефти» и Газпромбанка доли акций ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» и ОАО «30 судоремонтный завод». В рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации завершена сделка по отчуждению акций АО «82 судоремонтный завод».

С гордостью могу сказать, что нам удалось собрать команду, перед которой можно ставить задачи любой слож­ности. Именно она задавала темп реформам в течение 2015 года. Идет процесс централизации управления закупками, производством, логистикой, финансированием. Для большей прозрачности всех денежных потоков было создано Единое казначейство. Одним из приоритетов стала борьба с недобросовестным отношением к своей работе, госимуществу и бюджетным средствам.

Мы не забывали и о развитии кадрового потенциала и подготовке квалифицированной молодой смены. Наши предприятия и работники участвовали в отечественных и международных профессиональных смотрах и конкурсах. Было заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности по формированию современной системы подготовки квалифицированных кадров с рядом профильных вузов и сузов. На десяти предприятиях Корпорации уже заработало один­надцать кафедр пяти базовых институтов.

Говоря о приоритетах следующего года, хочу отметить: Объединенная судостроительная корпорация будет и впредь всесторонне обеспечивать спрос отечественных и зарубежных заказчиков на высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию судостроения. При этом Корпорация останется работодателем, который не отделял и не будет отделять решение государственных задач экономического и инфраструктурного развития от социально-ответственной политики в отношении регионов и городов присутствия, своих работников и их семей.